Учим древнегреческий вместе



НАШИ СТАТЬИ

МИФЫ И МИФИЧЕСКИЕ ГЕРОИ

Дельфийские игры

Культура Древней Греции

Оружие Древней Греции

Греция сегодня

Вазы Древней Греции

Медицина Древней Греции

Свадьба в Греции: причины выбора

Греческий бизнес

Святые места Греции

Ювелирная Греция

ЭТО ИНТЕРЕСНО



Праздники Греции



Новый музей Акрополя оживил споры о скульптурах Парфенона

На прошлой неделе в Афинах торжественно открылся новый музей Акрополя - одного из самых известных в мире памятников древней культуры, частью которого является и знаменитый храм Парфенон.

Открытие нового музея привело к активизации тянущейся вот уже многие десятилетия борьбы между греческим правительством и греческими деятелями культуры с одной стороны и Британским музеем - с другой. Предмет спора - знаменитые скульптуры Парфенона, вывезенные более 200 лет назад из Греции в Британию.

Начала эту борьбу в 1981 году Мелена Меркури, известная греческая актриса, занимавшая тогда пост министра культуры страны. Аргументы звучали уже многократно, они прекрасно известны обеим сторонам и всем тем, кто хоть сколько-нибудь следил за развитием этой очень сложной истории на протяжении почти 30 лет.

Британцы утверждают, что британский посол в Греции лорд Эльгин, вывезший в 1805-1807 гг. мраморные скульптуры храма Парфенон из Афин в Лондон, на самом деле их спас, ибо в противном случае в тогдашней Греции они были бы обречены на гибель. За эти годы, считают в Лондоне, эти скульптуры стали достоянием не только греческой, но и общемировой культуры.

Интересно, что в Британии их называют Эльгинский мрамор - в честь Эльгина. В Греции это имя даже слышать не хотят и говорят только о Парфеноне.

Греки, разумеется, ни в коей мере не оспаривают общемировое значение скульптур Парфенона, но возвращение сокровищ на родину для них - акт восстановления исторической справедливости. Тем более теперь - в новом современном и качественном музее.

Вот что сказала в интервью Русской службе Би-би-си директор Национальной картинной галереи Марина Ламбраки-Плака: "Это акт продолжающегося вот уже два века культурного вандализма. Наши аргументы, которые приводила еще Мелена Меркури, основываются на постановлении ЮНЕСКО, в соответствии с которым, если с памятника национальной культуры - а Парфенон, конечно, олицетворение не только греческой культуры, но и самой древней в мире демократии, - были удалены детали в тот период, когда народ не имел возможности его защитить, то удаленные детали должны быть памятнику возвращены.

Открытие нового музея Акрополя вновь заостряет этот вопрос. Музей должен составлять единое целое, но для целостного его восприятия как раз не хватает деталей Парфенонского храма. После постройки нового музея и с учетом того, что греческая сторона готова развивать отношения с Британским музеем, я считаю, что этот вопрос может быть решен полюбовно. Мы будем готовы регулярно предоставлять Британскому музею свои экспонаты. Аргумент британской стороны о том, что они спасли эти ценности, не имеет под собой оснований, так как оставшиеся в Афинах фрагменты храма сохранены ничуть не хуже".

Британский музей прокомментировать свою позицию в интервью Русской службе Би-би-си отказался, сославшись на опубликованное на его сайте официальное заявление. Нам остается его только процитировать:

"Британский музей сердечно приветствует открытие нового музея Акрополя, который позволит представить находящиеся в Афинах скульптуры Парфенона в контексте истории древних Афин и Древней Греции в целом. Этот факт, однако, ни в коей мере не меняет позицию Британского музея, которая состоит в том, что эти скульптуры - часть общечеловеческого культурного наследия, значимость которого выходит за пределы национальных границ. Мы убеждены, что исторически сложившееся разделение вскрывает различные и дополняющие друг друга аспекты этих памятников, подчеркивает их значимость для мировой культуры и утверждает универсальную ценность Древней Греции".

Взгляд со стороны

Археолог Наталья Гурова - специалист по древнегреческим памятникам. Она 17 лет прожила в Греции и знает состояние дел в современной греческой культуре и общественном мнении.

"Греки привыкли судить, основываясь на своих чувствах, - говорит Гурова. - Страна маленькая, и, разумеется, вопросы культуры играют очень важную роль. Достаточно сказать, что любое правительство, которое сумеет добиться возвращения скульптур Парфенона в Грецию, автоматически гарантирует себе переизбрание на следующий срок. С другой стороны, это еще и вопрос экономический, ведь главный источник дохода для страны – туризм. В своих требованиях греки основываются на моральных принципах, правда, мораль эта двоякая – она не совсем чиста и связана и с политическими, и с экономическими вопросами".

По поводу аргумента Британского музея о принадлежности этих памятников не только греческой, но и мировой культуре, Наталья Гурова считает, что "экспозиция в Британском музее, безусловно, имеет определенный контекст, выставленные там вещи представлены как предметы мировой культуры, и с этой точки зрения британская сторона вполне права".

"Юридически этот вопрос решения, скорее всего, не имеет, он не может быть даже рассмотрен с юридической точки зрения, - отмечает Гурова. - Прошло очень много лет, существует масса спорных моментов, и разбирательство, скорее всего, мало к чему приведет. Но если экспонаты будут возвращены, то будет создан прецедент, открыт настоящий ящик Пандоры, который повлечет за собой лавину, шквал аналогичных требований по всему миру – случаев, подобных этому, в мировой музейной практике бесчисленное множество. А чисто с археологической точки зрения памятник лучше оставить там, где он есть".

Ну, а что же новый Акрополь в Афинах? Неужели его появление ни в коей мере не влияет на ситуацию?

"Это действительно замечательный музей, который значительно обогатит культурную палитру Афин, - говорит Наталья Гурова. - Изумительное сочетание света и способа построения композиции. Сам проект просто великолепен. Он, правда, имел и сторонников, и противников, так как не очень вписывается в археологический контекст и среду, но это огромное достижение, особенно по сравнению с предыдущим. Тот был очень неудобен для осмотра, не давал возможности выявить экспонаты. Сегодня вход в новый музей стоит один евро, потом будет пять евро, и мой опыт жизни в Греции показывает, что очень скоро может быть и еще дороже. В Британский музей, как известно, вход бесплатный. Это тоже, пусть и не самый главный, но все же аргумент".

По всей видимости, грекам, несмотря на всю свою настойчивость, изменить статус-кво вряд ли удастся. Британский музей хоть и смущен – свидетельство чему его отказ давать интервью по этой проблеме, но на позиции своей стоит непоколебимо.

"Положительная сторона всей этой проблемы в том, что привлечено внимание общественности к культуре, к греческой культуре как части мировой культуры, и к музейному делу. И это само по себе очень важно", - считает Наталья Гурова.

http://www.bbc.co.uk



1